Межрегиональный круглый стол «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадка диссеминации инновационного опыта
![](https://caritasvolgograd.ru/wp-content/uploads/2021/06/image-4.png)
22 мая 2021г в онлайн-формате состоялся круглый стол «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» в рамках федеральной инновационной площадки при участии вузов научно-образовательного медицинского кластера «Южный» и РУМЦ ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. Актуальные проблемы, представленные для обсуждения Школой педагогического мастерства, привлекли внимание, как преподавателей университета ВолгГМУ, повышающих педагогическую квалификацию по ДПП «Инклюзивное обучение и разработка адаптированных образовательных программ в вузе», так и коллег из Рязани, Пятигорска, Ростова-на-Дону, а также вузов Волгограда: академии физической культуры, социально-педагогического, технического, аграрного университетов, ИАГС. Круглый стол, заявленный в рамках федеральной инновационной площадки, в качестве регионального, соответственно трансформировался в межрегиональный.
![](https://caritasvolgograd.ru/wp-content/uploads/2021/06/image-5.png)
Работа круглого стола началась с обсуждения сущности инклюзивного образования и его специфики в медицинском вузе, интеграции теоретического и практического аспектов организации инклюзивного обучения, в том числе трудоустройства выпускников, чему были посвящены два интересных доклада. В программном выступлении О.А. Крестьяниновой, заместителя РУМЦ (РязГМУ), основной акцент сделан на деятельности ресурсного учебно-методического центра в помощи медицинским вузам в организационно-методических вопросах, в подготовке кадров и подчеркивалась мысль, что успешное трудоустройство выпускников по специальности является результатом слаженной профориентационной работы медицинского вуза. В докладе д.ф.н., профессора В.М. Чижовой и к.ф.н., доцента И.С. Гавриловой (каф. медико-социальных технологий с курсом П и ОТ ДПО ВолгГМУ) показана роль образовательной инклюзии в социализации и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, внесены предложения специалистов кафедры медико-социальных технологий о сотрудничестве, совместном решении поставленных государством целей в социальной инклюзии:
1. Разработать специальные социальные программы в молодёжную среду, начиная с младшего детского возраста, с объяснением, что такое инвалидность, грамотной коммуникации с людьми с ОВЗ и т.д. Разработать и внедрить социальные программы по вопросам толерантности в учебную программу ВУЗов.
2. Мотивировать и помочь некоммерческим организациям Волгоградской области при подаче заявок в Фонд президентских грантов.
3. Расширить деятельность волонтёров из студентов-медиков и студентов направления подготовки Социальная работа, используя их труд в популяризации знаний среди старших школьников, студентов колледжей и вузов о РУМЦ, возможностях центров занятости, центрах социальной помощи (в случае необходимости).
Далее работа круглого стола продолжилась рассмотрением опыта успешных инклюзивных образовательных практик в медицинских вузах. Инклюзивное обучение в медицинских вузах находится ещё в стадии становления, поэтому участникам круглого стола была предоставлена возможность сравнить разные инклюзивные практики. Интересный опыт практической работы по организации инклюзивного образования в Пятигорском медико-фармацевтическом институт, почерпнули участники круглого стола из выступления к.с.н., доцента Т.В. Варфоломеевой (ПМФИ, филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России). Были представлены конкретные приёмы формирования толерантности у студентов при взаимодействии с инвалидами и лицами с ОВЗ в стенах вуза и вне его, варианты сотрудничества с педагогами школ города, повышение их квалификации в сфере инклюзии. Новый формат обучения в высшей школе – событийный — с одной стороны обладает большим потенциалом, а с другой не имеет методического обеспечения его применения в инклюзивном образовании. Создание инклюзии в событийном образовании как пример инклюзивных практик ВолгГМУ представленное в докладе д.п.н., проф А.И. Артюхиной, к.б.н. доцента О.Ф. Великановой, к.п.н. доцента В.И. Чумакова восполняет это дефицит. О результатах реализации «дорожной карты» развития инклюзивной среды ВолгГМУ за 2020 год, о взаимодействии с Волгоградской региональной общественной организацией инвалидов «Второе дыхание» рассказал начальник отдела инклюзивного образования ВолгГМУ, к.м.н., доцент Е.Г. Вершинин.
![](https://caritasvolgograd.ru/wp-content/uploads/2021/06/image-6.png)
Традиционно по окончании сообщения докладчики отвечали на вопросы. Завершила круглый стол дискуссия. Обсуждение проблем образовательной инклюзии в мире, и высшей медицинской школе России, представленное докладчиками, позволило каждому преподавателю увидеть перспективы деятельности университета в сфере инклюзии. Ст. преподаватель кафедры химии Н.Н. Складановская отметила актуальность завершения повышения квалификации преподавателей в области инклюзивного образования участием в работе межрегионального круглого стола и поблагодарила всех выступающих за возможность расширить представления об образовательной инклюзии. Выступление начальника РУМЦ ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России к. м. н, доцента Д.Н. Оськина кратко и ёмко осветило стратегию развития инклюзивного образования в медицинских вузах России. Было отмечено, что такие представительные мероприятия с большим числом участников проводятся не часто, а инклюзия в высшей медицинской школе находится в постоянном развитии, и тем важнее сегодняшняя встреча, позволившая поделиться коллегам теоретическими и практическими наработками. Д.Н. Оськин выразил благодарность организаторам круглого стола и пожелал дальнейшей всем участникам плодотворной совместной работы в совершенствовании инклюзивного образования.
![](https://caritasvolgograd.ru/wp-content/uploads/2021/06/image-8.png)
Модератор круглого стола «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» доцент В.И. Чумаков подвел итоги совместной работы, поблагодарил участников за активность, пожелал дальнейших успехов в становлении инклюзивного обучения в вузах.
Большое участие в подготовке круглого стола приняла библиотека ВолгГМУ. Организаторы круглого стола сердечно благодарят главного библиографа Е.В. Спивакову, подготовившую для участников круглого стола актуальный список литературных источников, как имеющихся в библиотеке ВолгГМУ, так и представленных на портале eLibrary.ru по тематике: готовность к инклюзивному образованию, инклюзивная образовательная среда, инклюзивное образование в вузе.
Совместное работа Школы педагогического мастерства и разных подразделений ВолгГМУ позволило сделать круглый стол интересным, полезным мероприятием, что позволяет рассматривать его площадкой диссеминации инновационного опыта.
А.И. Артюхина рук. профессор курса педагогики и образовательных технологий ДПО